ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОЛУМБИИ В РОССИИ
ФОНД ДОСТОЯНИЯ КИНО КОЛУМБИИ
АЛЕХАНДРА БЕХАРАНО (Санкт-Петербург)
МУЗЕЙ КИНО
представляют ретроспективу колумбийских фильмов
8 - 17 мая 2001 г., Москва
ПРОГРАММА
|
Вторник, 8 мая
20:30 Время умирать (Tiempo de Morir)
Хорхе Али Триана (Jorge Ali Triana)
Сценарий: Габриэль Гарсия Маркес (Gabriel García Marquez)
94 мин., 1985
Четверг, 10 мая
20:30 Продавщица роз (La Vendedora de
Rosas)
Виктор Гавирия (Víctor Gaviria), 120 мин., 1998
Воскресенье, 13 мая
16:30 Дополнительный сеанс! Время умирать (Tiempo de Morir)
20:30 Люди из агентства “Универсаль”
(La Gente de la Universal)
Фелипе Алхуре (Felipe Aljure), 90 мин., 1993
Вторник, 15 мая
20:30 Не спешите хоронить Кондора
(Cóndores no Entierran todos los Días)
Франсиско Норден (Francisco Norden), 90 мин., 1984
Четверг, 17 мая
20:30 Люди Икотеа, Люди Черепаха (Hombres Hicotea,
Hombres Tortuga)
Луис Альфредо Санчес (Luis Alfredo Sánchez), 42 мин., 1999
Короткометражные фильмы
Кто-то что-то убил или Последняя невинность (Alguien Mato Algo o la
Ultima Inocencia)
Хорхе Навас (Jorge Navas), 27 мин., 1999
Нищета напоказ (Agarrando Pueblo)
Карлос Майоло (Carlos Mayolo) Луис Оспина (Luis Ospina), 28
min, 1977
|
Цена билетов 30 руб.
Показ состоится в Музее кино в зале Сергея Эйзенштейна
(5)
Адрес: ул. Дружинниковская, 15
(М “Краснопресненская”, “Баррикадная”)
КИНО КОЛУМБИИ
(исторический обзор)
Первые кинофильмы были показаны в Колумбии в конце XIX века.
Отчаянные смельчаки из Европы привезли свои волшебные аппараты в эту
южноамериканскую страну, расположенную между двух океанов, покрытую лесами,
реками и фантастическими горами, с ее редкими деревеньками, населенными белыми,
неграми, мулатами, индейцами и метисами; в эту неизведанную страну, где по
преданию находился Эльдорадо, мифический золотоносный край, ставший
легендой.
Первые фильмы были сняты в 20-е годы XX столетия благодаря
энтузиазму первых кинематографистов, влюбленных в чудесное открытие, и не
принесли никакого дохода. Колумбия была сельской страной без путей сообщения, а
ее столица Богота едва насчитывала триста тысяч жителей и была расположена в
шестистах километрах от ближайшего порта. Чтобы добраться до него, нужно было
проделать долгий путь по тропической жаре - сначала на мулах, а затем несколько
дней плыть по реке, наводненной крокодилами и москитами.
Было снято несколько немых фильмов, и необычность нового
зрелища вызвала большой энтузиазм. Пионерами колумбийского кино стали несколько
креольских предпринимателей, один итальянец и братья Асеведо, которых колумбийцы
считают первыми классиками кинематографа. С тех времен до нас дошли лишь
несколько фрагментов копий, которые, как и все скромное кинематографическое
наследие, находятся под охраной Фонда “Кинонаследие Колумбии”.
С появлением звукового кино и новых технологий в производстве и
демонстрации фильмов работа энтузиастов-одиночек стала невозможной и те, кто
хотел продолжать снимать кино, вынуждены были объединяться в группы,
перебираться в столицу и искать поддержки государства. В 1942 году они добились
того, что правительство приняло закон в поддержку кинематографии, который,
однако, никогда не применялся на практике. Фильмы выходили нерегулярно, и
колумбийским кинематографистам не удалось создать собственный внутренний
кинорынок, наладить постоянное производство фильмов и завоевать интерес публики,
как это произошло в Мексике и Аргентине, что, в свою очередь, обусловлено тем,
что эти страны крупнее, богаче и привлекли больший поток эмиграции .
В конце тридцатых годов ХХ века с колумбийских экранов исчезают
европейские звезды немых фильмов, уступая место голивудским звездам звукового
кино. Только мексиканское звуковое кино на испанском языке, благодаря близкой
латиноамериканской публике проблематике, народным песням и культурной общности,
сохранило свою популярность в Колумбии и во всей Южной Америке вплоть до
семидесятых годов.
Именно в эти годы в Колумбии выходит несколько фильмов, не
являющихся подражанием иностранным образцам. Авторы этих фильмов пытаются
собственными средствами отразить жизнь общества, которое никак не может перейти
от сельского уклада к городскому. Наиболее значительными фильмами, отражающими
конфликт города и деревни, считаются “Три колумбийские истории” и “Река могил”,
снятые в стиле позднего неореализма.
В семидесятые годы появляются режиссеры, получившие образование
в Европе и США, и это дает новый импульс развитию колумбийского кино. Вместе с
ними на сцену выходят молодые кинематографисты, снимающие острые фильмы, не
укладывающиеся в привычные рамки. Наряду с производством чисто коммерческих
фильмов, интересное развитие получает документальное кино. Это кино с откровенно
политической окраской, навеянное энтузиазмом Кубинской революции,
освободительных движений и конфликтом востока и запада. Некоторые из этих
документальных фильмов снимались на 35-мм пленку и демонстрировались в
кинозалах, другие снимались на 16-мм пленку и становились доступными более
широким социальным массам, что придавало им особое политическое звучание. Все
они имели успех не только у публики, но и у критиков. Такие фильмы как
“Кирпичные заводы”, “Что такое демократия”, “Выставить напоказ” (“Agarrando
pueblo”), “Золото навевает грусть” (“El oro es triste”), “Уличные мальчишки”
(“Gamines”), “Фестиваль корриды” (“Corralejas”), “Камило – партизанский
священник” (“Camilo el cura guerrillero”) получили десятки международных премий
на различных фестивалях, в том числе и на фестивале в Москве.
В этих фильмах подвергаются жесткой критике все институты
власти: государство, богачи как общественный класс, церковь, военные, патриархат
как основа отношений в обществе. Герои этих фильмов – обычные люди, а также
исторические личности, участвующие в конкретных событиях национальной истории.
Автор фильма – это представитель национальной интеллигенции, ведущий речь о
внутренних проблемах общества.
В восьмидесятые годы благодаря стараниям самих деятелей кино
государство создает Институт Развития Кинематографии (FOCINE). Под его
руководством и с соответствующими бюрократическими сложностями снимаются десятки
фильмов, разных по качеству, художественному направлению и длине:
полнометражные, короткие, документальные. Такие фильмы как “Кондоры”, “Орлы не
охотятся на мух” (“Aguilas no matan moscas”), “Стратегия улитки” (“La estrategia
del caracol”), “Родриго Д. Не имеет будущего” (Rodrigo D. No futuro”) , “Мария
Кано”, “Виза США”, “Особняк Араукайма” (“La mansion de Araucaima”), “Мадонна и
фотограф”, “Посол Индии”, “Исповедь для Лауры” (“Confesion a Laura”) или
среднеметражные фильмы, такие как “Анна Леной”, “Конь-шутник” (“El potro
chusmero”), “Моя лучшая наваха”, “Надежда”, “Нежное дыхание”, вызвали
международный резонанс.
Когда в девяностые годы Институт Развития Кинематографии
прекращает свое существование, колумбийское кино вновь остается без поддержки
государства. Тем не менее, некоторые режиссеры, начавшие работать в эти годы,
такие как Виктор Гавирия и Серхио Кабрера, продолжают снимать фильмы, которые в
последние пять лет получают международное признание.
Все эти фильмы сняты в середине и конце девяностых годов, все
они эклектичны по стилю и для всех них характерна одна черта: повествовательный
характер в трактовке событий и конфликтов в жизни общества, с которыми
сталкиваются персонажи.
В наши дни тяжелая экономическая и социально-политическая
ситуация в Колумбии осложнила жизнь и сильно увеличила разрыв между богатыми и
бедными. В этих условиях крайне трудно развивать кинематографическую отрасль.
Кинематографисты вынуждены не только искать источники финансировании для съемок
своих фильмов, но также самостоятельно их продавать. Чтобы быть
конкурентоспособными на современном рынке, фильмы должны пользоваться
коммерческим успехом - только тогда их сможет увидеть колумбийский зритель.
Однако, была найдена другая возможность снимать новые фильмы:
совместное производство с другими странами. С целью стимулировать производство
фильмов за счет совместного финансирования была образована группа “G3”, в
которую вошли Мексика, Венесуэла и Колумбия, и это позволило снять несколько
полнометражных фильмов. При поддержке Испании был создан Ибероамериканский фонд,
в задачу которого входит развитие кинопроектов. К нему присоединились некоторые
колумбийские режиссеры. Часть режиссеров начала сотрудничать с европейскими
телевизионными каналами.
Известен уникальный случай прямого Российско-Колумбийского
сотрудничества: Сергей Соловьев российский кинорежиссер с мировым именем,
заслуженный деятель искусств РСФСР, сделавший более 20 полнометражных работ в
кино, среди которых - ознаменовавшая смену культурного андеграунда - “Асса”
(1988), в 1983 году делает картину “Избранные” (“Los Elegidos”), соавтором
сценария к которой выступает экс-президент Республики Колумбия - Альфонсо Лопес
Микельсен. Картина снимается в Колумбии, в столь характерном для колумбийского
кино, жанре социальной драмы и собирает полные залы у себя, на родине.
Несмотря на трудности, в Колумбии снимают новаторское кино
благодаря желанию и энтузиазму десятков молодых режиссеров, которые ищут свой
путь к зрителю. Вместе с тем, продолжают работать режиссеры, сформировавшиеся в
предшествующие десятилетия под влиянием критического кинематографа. Так,
поколение режиссеров восьмидесятых годов, получившее наибольшее международное
признание в последние годы, интересуется больше общественными, а не
субъективными процессами, что вытекает из сегодняшнего положения Колумбии, где
общество раздирают социально-политические конфликты, где действуют вооруженные
повстанцы, либо марксисты, либо околовоенные правые группировки. Ожесточенное
противостояние этих сил осложняется наркоторговлей, которая наносила и
продолжает наносить непоправимый вред колумбийскому обществу, порождая
иллюзорные надежды на возможность получения “легких” денег. Волны насилия
обрушиваются на все слои населения. Государство, правительство, армия,
партизанские отряды и гражданское население – все выражают желание покончить с
наркоторговлей и обрести мир.
Некоторые из фильмов, которые будут показаны в Москве, как раз представляют собой попытку создать реалистичные и
поэтические образы на фоне жизни Колумбии, страны этнически разнородной, горной
и тропической, консервативной и современной, просвещенной и деревенской,
жестокой и стремящейся к миру; той самой Колумбии, где родился магический
реализм Гарсия Маркеса и гиперболическая пластика Фернандо Ботеро; страны с
тысячелетней историей, сохранившей доколумбовское золото Эльдорадо.
|